Рассмотрим некоторые особенности применения статьи 378.2 НК РФ, которые сложились в правоприменительной практике.
Рассмотрим ситуацию, в которой физическое лицо владеет нежилым помещением. Оно по своему назначению и фактическому использованию в квалификацию 378.2 НК РФ не попадает, но при этом здание, в котором оно расположено, относится к категориям, указанным в ст. 378.2 НК РФ. Есть ли основания для исключения такого помещения из Перечня объектов, налогообложение которых осуществляется по кадастровой стоимости?
Для ответа на этот вопрос нам потребуется:
Определение
Конституционного Суда РФ от 11.03.2021 N 373-О
«Следовательно, возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями, прямо учтена в положениях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц».
Кстати, данное дело вошло в обзор ФНС в Письме ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638, а также в Письме Минфина России от 22.09.2021 N 03-05-04-01/76922 и от 17.04.2023 N 03-05-06-01/34166.
Таким образом, Определение Конституционного суда РФ позволяет сделать один важный вывод, а именно: если ваше помещение не относится к видам помещений, указанных в ст. 378.2 НК РФ, но при этом расположено в здании, которое само по себе попадает в квалификацию ст. 378.2 НК РФ, то в отношении вашего помещения все равно будет применяться ст. 378.2 НК РФ
Решение
Советского районного суда города Липецка
от 04.10.2023 по делу N 2а-4641/2023
С учетом исследованных в суде доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку несмотря на то, что спорное нежилое помещение N, площадью 701 кв. м, находится в подвальном помещении, которое несмотря на свое нахождение, имеет отдельный вход/подъезд с улицы, что подтверждается представленным истцом фотоматериалом, оно находится в здании склад-магазина, которое включено в П.У.ЛБ. по определению налоговой базы как кадастровая стоимость, следовательно, все помещения, которые в него входят, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений несмотря на их отсутствие в Перечне.
Данная позиция также согласуется с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 373-О, согласно которому в условиях действующего правового регулирования положения статьи 378.2 Налогового кодекса применяются к объектам недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях, относящихся к торговым центрам (комплексам). Такое регулирование дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц.
Постановление
Десятого арбитражного апелляционного суда
от 05.06.2023 N 10АП-8847/2023 по делу N А41-4013/2023
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции учтена позиция, изложенная в Письме ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780, согласно которой, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2020 по делу N А27-29802/2018.
Апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в Определение Конституционного суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 373-О, из содержания которого следует, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к видам недвижимого имущества, облагаемым по кадастровой стоимости, относятся административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них независимо от того, одному или нескольким лицам на праве собственности принадлежат административно-деловой, торговый центр (комплекс) и помещения в них.
Закажите бесплатный правовой анализ Вашей ситуации от Адвоката Антона Абражевича
Зададимся вопросом: «а что, если такое помещение используется не по назначению или не используется вовсе?»
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 марта 2021 года N 373-О и N 374-О изложил позицию, в рамках которой эксплуатация нежилого помещения или отсутствие таковой относится к категории предпринимательских рисков, и налогообложение, как бремя содержания этого помещения не может быть поставлено в зависимость от того, эксплуатируется помещение или нет. Соответственно, судебная практика применяет указанные выводы Конституционного суда РФ следующим образом:
Кассационное определение
Второго кассационного суда общей юрисдикции
от 07.06.2023 по делу N 88а-13200/2023
Решение
Московского городского суда
от 17.05.2023 по делу N 3а-4425/2023
Зададимся вопросами: «а что, если мы, не имея возможности сдать помещение в аренду, разместим в нем собственных сотрудников? Сможем ли мы тогда уйти от квалификации ст. 378.2 НК РФ? И в целом, можно ли не учитывать вспомогательные помещения, в т.ч. «кабинеты сотрудников» для определения % помещений, используемых как офис?» Обращаемся за ответом к судебной практике.
Определение
Судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда Российской Федерации
от 09.03.2023 N 305-ЭС22-23165 по делу N А40-276692/2021
В ходе рассмотрения дела банком не опровергнуты документально подтвержденные выводы государственной инспекции о том, что фактически спорное здание используется для размещения офисов в целях ведения банком его основной коммерческой и сопутствующей коммерческой (логистика и т.п.) деятельности, поскольку в нем располагаются различные службы банка, включая помещения приема клиентов, соответствующие помещения оборудованы стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи. В частности, в здании расположены кассы, индивидуальные кабины для клиентов, операционные залы, переговорные, депозитарий.
При таком положении выводы судов о том, что отдельные помещения в нежилом здании, используемые заявителем как "кабинеты", не должны рассматриваться в качестве офисных для целей налогообложения в силу своего "вспомогательного" назначения, противоречат целевому толкованию вышеуказанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса, в том числе выработанному в судебной практике, поскольку кредитная организация осуществляет хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, направленную на извлечение прибыли, посредством использования офисных помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 46-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 2596-О, определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2017 N 9-АПГ17-2, от 23.03.2017 N 57-АПГ17-1 и др.).
Таким образом, все помещения будут учитываться в соответствии с их единым целевым предназначением.
Однако стоит сказать о том, что юридический статус помещения, его фактическая эксплуатация тесно связаны с обязанностью органа государственной власти соблюдать предусмотренный порядок оценки объекта при его отношении к критериям ст. 378.2 НК РФ. Вот тут порой кроются основные проблемы для гос. органа и основания для удовлетворения требований собственника помещения по исключению его из соответствующего перечня.
Т.е. если помещение расположено в г. Москве, то речь идет, в том числе, о соблюдении требований Постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения». Ели же помещение расположено в другом регионе, то будет аналогичный нормативный акт, действующий для данного региона.
Рассмотрим несколько примеров:
Кассационное определение
Второго кассационного суда общей юрисдикции
от 06.10.2021 N 88а-21084/2021
«Давая оценку акту обследования от 23 августа 2016 года N 9010802/ОФИ, суд первой инстанции признал их недостоверными доказательствами, так как при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости должностными лицами Госинспекции было допущено нарушение требований пунктов 2.4, 3.4 - 3.6 Порядка N-ПП, поскольку в актах не указаны выявленные признаки размещения помещений под офисы, соответствующие подпункту 4 пункта 1.4 названного Порядка.
Согласно вышесказанному Акту, обследования было проведено без доступа в здание, а выводы об использовании 100% площади помещений под офисы сделаны лишь на внешнем визуальном осмотре и являются преждевременными; приложенные к акту фототаблицы с изображением внешних фасадов здания не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов более 20 процентов площади здания, равно как и 100 процентов его площади; расчет определения долей фактического использования помещений спорных объектов в акте проверки не приведен. Из двух указанных в Акте вывесок с наименованием компании "Лорд" и центра "Формат" также невозможно установить какую площадь занимают данные организации. Судами обеих инстанций установлено, что Акт обследования не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование спорного здания под офисы, поскольку составлен с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Кроме того, пунктом 1.4 указанного Порядка установлено, что под офисом понимается - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров. Между тем, в нарушение подпункта 4 пункта 1.4, пунктов 3.4, 3.6 Порядка в актах не указано о выявленных признаках размещения в здании офисов, соответствующих пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; содержание актов не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20 процентов от общей "площади здания в качестве офисов в юридически значимые периоды; на приложенных фототаблицах имеются снимки фасада спорного здания, снимки нежилых помещений отсутствуют, то есть, не запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к офисам. При таких обстоятельствах вопреки доводам кассационной жалобы, названный Акт не подтверждает, что более 20% спорного здания используется под офисы.»
Кассационное определение
Второго кассационного суда общей юрисдикции
от 08.02.2023 N 88А-4046/2023
Решение
Московского городского суда
от 18.08.2023 по делу N 3А-4909/2023
Таким образом, в примерах выше суды посчитали факт размещения офисов или торговых площадей в нежилом помещении неустановленным. И не потому, что их там нет, а потому, что Акты были оформлены с нарушением Порядка. Поэтому я рекомендую при оценке действий органов государственной власти прежде всего дать им оценку с точки зрения соблюдения установленного Порядка квалификации объекта в соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ.
Рекомендации адвоката: