Ситуация:
Работы по устройству кровли были приняты без замечаний. Гарантийный срок, установленный договором, составляет два года. Недостатки были обнаружены за пределами гарантийного срока - на третьем году эксплуатации объекта.
Подрядчику было направлено требование об устранении дефектов. Требование заказчика осталось без ответа. Подрядчик не исправил дефекты.
Вопросы:
Ответ: Отсутствие гарантийного срока не влияет на обязанность подрядчика устранить недостатки строительных работ, выявленные в течение 5 лет. Однако, если гарантийный срок не был установлен или недостатки были обнаружены за его пределами, но в течение 5 лет, подрядчик понесет ответственность только если заказчик сможет доказать момент возникновения дефектов.
Рекомендации:
В описанной ситуации, заказчику необходимо после обнаружения недостатков провести экспертизу, которая ответит на вопрос: каковы причины возникновения недостатков, когда возникли недостатки, когда возникли причины недостатков. На проведение экспертизы письменно пригласите подрядчика.
Если экспертиза установит, что недостатки или причины недостатков работ возникли до передачи работ заказчику, пишите претензию и готовьте иск.
Обоснование ответа:
Требования, предъявляемые к качеству работ, должны содержаться в договоре строительного подряда. А если договор не содержит таких требований или договор неполно описывает условия о качестве работ, такие работы должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям.
Необходимо также отметить, если законом установлены обязательные требования к работе, подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан выполнить работу, соответствующую таким требованиям. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года № 1521 был утвержден перечень технических стандартов, применение которых в строительстве является обязательным. Следовательно, строительные работы должны соответствовать этим требованиям вне зависимости от того есть ли такое условие в договоре, и заключен ли договор в виде отдельного документа как таковой.
Когда для результата работы предусмотрен гарантийный срок, результат работы должен соответствовать требованиям качества в течение всего гарантийного срока
п. 1 ст. 722 Гражданского кодекса РФ
Согласно статьям 724 и 756 Гражданского кодекса РФ, если на результат работ не был установлен гарантийный срок, требования заказчика, связанные с недостатками работ, могут быть предъявлены при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах 5 лет.
Согласно статьям 724 и 756 Гражданского кодекса РФ, когда дефекты строительных работ обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах пяти лет, подрядчик несет ответственность, если дефекты работ возникли до их передачи заказчику.
Разница есть. Если недостатки результата работ были обнаружены в пределах гарантийного срока, заказчик не обязан доказывать момент возникновения дефектов. Подрядчик будет нести ответственность за дефекты только если не докажет, что они возникли вследствие нормального износа объекта, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Однако, если договором гарантийный срок установлен не был, заказчик обязан доказывать, что дефекты возникли до передачи работ или по обстоятельствам, возникшим до передачи работ заказчику. Например, необходимо доказать, что подрядчик при выполнении работ нарушил технологию производства работ, что и привело к возникновению дефектов.
На правильность такого подхода указывает сложившаяся судебная практика:
Оснований полагать, что на результат данных работ гарантийный срок установлен действующим нормативным актом, у суда не имеется. … если недостатки обнаружены до истечения двух лет со дня передачи результата работы заказчику, последний не лишен возможности привлечь подрядчика к ответственности. Но он должен доказать, что недостатки возникли до передачи результата работы или по причинам, возникшим до этого момента.
Постановление ФАС Уральского округа по делу № А60-36290/2008-С
Таким образом, наличие или отсутствие в договоре условия о гарантийном сроке на работы для заказчика очень важно. От этого зависит возложение бремени доказывания в арбитражном процессе и, как следствие, риски, связанные с удовлетворением требований заказчика.
Нужна консультация? Оставьте заявку
Отзывы клиентов о Verdicto
"С этой компанией приятно работать, т.к. слова не расходятся с делом."
"Специалисты ЮП ВЕРДИКТО несколько лет защищают интересы нашей компании в судах и административных органах."
"В настоящий момент мы доверяем юристам компании VERDICTO представлять наши интересы в судах."
"Мы хотим отметить стремление VERDICTO урегулировать споры путем проведения переговоров с нашими контрагентами. Такой подход имеет положительный репутационный аспект."
"Из достоинств и отличительных черт VERDICTO, от себя хочу отметить неизменно прагматично-позитивный подход в любых оценках происходящего."
"Мы работаем с VERDICTO уже более 6 лет. Вместе мы решаем текущие юридические задачи бизнеса и запускаем новые проекты, сложилась положительная судебная практика. Для меня VERDICTO – это организованная команда юристов и адвокатов, которая в нужный момент всегда «находится под рукой»."