Как установить частный сервитут на лесной участок

Автор статьи:

Адвокат
Антон Абражевич

Число публикаций на сайте: 88 шт

Антон Абражевич - член Адвокатской палаты Московской области, рег номер 50/10006, Коллегии адвокатов Домбровицкий и партнеры.

Профессиональный стаж - более 12 лет.

Сертификат и удостоверение адвоката можно найти его странице.

Больше информации
Как установить частный сервитут на лесной участок

СИТУАЦИЯ: По решению суда земельный участок, который находился в долевой собственности, был разделен на несколько частей в соответствии с количеством собственников. Доли всех собственников сформированы в виде новых отдельных земельных участков. Однако, к выделенным земельным участкам нет подъезда, поскольку с одной стороны они граничат с другим участком, а с другой – с лесным массивом. 

ВОПРОС: Как официально получить проезд к участку через лесной участок (частный сервитут лесных участков), если этот лесной участок граничит с дорогой регионального значения? 

ОТВЕТ: Официальное оформление права на проезд к своему (новообразованному) участку через лес осуществляется с помощью установления сервитута лесного участка, а также получения согласия собственника дороги и разрешение на строительство дороги в установленном законом порядке.

 

ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Для юристов:

Использование лесов для строительства, реконструкции эксплуатации линейных объектов (например, дороги) осуществляется в соответствии со ст.45 Лесного Кодекса РФ, Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечнем случаев использования лесов для строительства, реконструкции эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденными приказом Минприроды России от 10.07.2020 №434.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам для строительства линейных объектов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, РФ.

ст.9, п.2 ст.45 Лесного Кодекса РФ

Как известно, использование лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора аренды этого лесного участка, заключение которого определено ст.73.1Лесного Кодекса РФ, а также ст.39.17 Земельного Кодекса РФ.

Следует отметить и то, что образование земельных участков для строительства и реконструкции линейных объектов осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

п.3 ст.11.3 Земельного Кодекса РФ

После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заинтересованное лицо вправе направить заявление в Комитет лесного хозяйства о предоставлении испрашиваемого лесного участка в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги.

Для Московской области этот порядок регламентируется Постановлением губернатора Московской области от 30.11.2017 г. № 522-ПГ «Об утверждении административного регламента комитета лесного хозяйства московской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление гражданам или юридическим лицам лесных участков в аренду (без проведения аукционов)».

Однако, ст.114 Лесного Кодекса РФ в лесопарковых зонах и зеленых зонах установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства за исключением гидротехнических сооружений за исключением тех объектов, список которых содержались в Перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 г. N 849-р. В этот перечень входила дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.

Следует сказать о том, что с утверждением Распоряжением Правительства РФ нового Перечня от 23.04.2022 г. № 999-р, возможность размещения автомобильной дороги с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия не предусмотрена. В данном случае может быть предусмотрена процедура изменения границ лесов, при этом для ряда лесов (лесопарковые зоны, зеленые зоны) не допускается изменение границ, которое может привести к уменьшению их площади.

В соответствии с лесным законодательством установление и изменение границ лесопарковых и зеленых зон для Московской области относится к полномочиям правительства Московской области и осуществляется в соответствии с положениями об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в ч. 3 и 4 п. 1 ст. 114 Лесного кодекса РФ, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах».

Интересно отметить и то, что если в договоре аренды лесных участков нет условия о том, кто подготавливает проектную документацию для изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, то проектную декларацию готовит заинтересованное лицо по своей инициативе, поскольку, положения действующего законодательства также не предусматривают обязанности юридических либо физических лиц - арендаторов по разработке проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах.

Закажите бесплатный правовой анализ Вашей ситуации от Адвоката Антона Абражевича

Заполните форму ниже:
 

Эта правовая позиция отражена в судебной практике:

Так, Департамент лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд с иском к Обществу об обязании разработать проектную документацию по изменению границ лесопарковой зоны для дальнейшей эксплуатации линейных объектов по договорам аренды лесных участков.

Департамент ссылался на то обстоятельство, что эксплуатация существующих объектов капитального строительства возможна при условии исключения арендованных лесов, из границ лесопарковой зоны в порядке, установленном законодательством РФ.

Из материалов дела следует, что договоры аренды лесных участков были заключены в целях использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и не возлагают на арендатора обязанность разработать проектную документацию по изменению границ лесопарковой зоны.

Таким образом, положения действующего законодательства также не предусматривают обязанности юридических лиц по разработке проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах.

Напротив, вышеназванными Правилами от 21.12.2019 № 1755 предусмотрено, что такая документации может быть подготовлена, в том числе, по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия в области лесных отношений.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для понуждения Общества в судебном порядке к разработке проектной документации по изменению границ лесопарковой зоны.

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 № 01АП-6546/2021 по делу № А43-9273/2021

РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА БЕЗ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Для того чтобы получить право проезда к своему земельному участку через лес нужно:

1.      подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка с приложением проектной документации (ПД) лесного участка – если участок не сформирован в указанных границах и не стоит на кадастровом учете (за исключением ст. 45 Лесного Кодекса РФ) с перечнем документов, указанных в ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ. Заявитель за свой счет разрабатывает проект согласно требованиям к проектной документации, утверждены приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54;

2.      после утверждения проектной декларации лесной участок ставится на государственный кадастровый учет. Право собственности на этот участок леса будет иметь Российская Федерация;

3.      направить в Комитет заявления о предоставлении лесного участка с приложением документов в соответствии со ст.39.17 Земельного Кодекса РФ;

4.      зарегистрировать право аренды в Россреестре;

5.      разработать проект освоения лесов и направить этот проект на государственную экспертизу в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» и ст. 88 Лесного Кодекса РФ;

6.      далее будет проводиться государственная экспертиза проекта освоения лесов, после чего выдается заключение;

7.      предоставьте декларацию и отчет в Комитет.

 

К сожалению, очень часто госорганы отказывают в предоставлении лесного участка в аренду для строительства дорог. В случае отказа, решение госоргана (органа местного самоуправления) может быть обжаловано в судебном порядке.

 

КАК ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА СЪЕЗД С ДОРОГИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНЯ К СВОЕМУ УЧАСТКУ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Для юристов:

Итак, строительство съезда с дороги на участок либо на новообразованную дорогу требует согласия собственника этой дороги – технические условия. Для получения согласия на съезд с региональной дороги Московской области необходимо получить это согласие у ГБУ МО «Мосавтодор», порядок получения которого регулирует Распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 20.06.2022 г. № 796-Р «Об утверждении порядка выдачи согласия владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Московской области на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечения, примыкания (присоединения) автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области к другой автомобильной дороге, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения московской области, а также стационарных торговых объектов общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемых к автомобильным дорогам, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладку, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области».

Таким образом, для того чтобы получить государственную услугу по получению технических условий для съезда с региональной трассы необходимо подать заявление в электронной форме на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области на получение Технических условий с приложением соответствующего пакета документов.

В соответствии п.10.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области», который размещен на официальном сайте ГБУ МО «Мосавтодор» http://www.mosavtodor.ru/ в разделе «Согласования». ГБУ МО «Мосатодор» к заявлению прилагаются следующие документы:

а) ситуационный план с привязкой к автомобильной дороге либо схема планируемого пересечения и (или) примыкания на земельных участках полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги;

б) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (в случае, если право на земельный участок возникло до 30.01.1998 и если указанные документы (сведения) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);

В соответствии с п.13 Административного регламента ГБУ МО «Мосавтодор» основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги, являются:

  • заявитель не является правообладателем земельного участка;

  • технический условия на примыкание к данной автомагистрали (именно в заданном месте) были получены ранее, и их срок еще не истек;

  • отсутствует техническая возможность осуществить примыкание к существующие дороге;

  • устройство примыкания к существующей автодороге нарушает действующий регламент и законодательство РФ;

  • работы по строительству примыкания нарушают права собственности на земельные участки третьих лиц;

  • выявление недостоверностей в предоставленных документах при их проверке, а также при сверке с данными, полученными по системе межведомственного взаимодействия.

Решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, а также действий (бездействий) должностных лиц может быть обжаловано в досудебном так и в судебном порядке.

 

п.28 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача согласия на строительство».

Однако не стоит забывать о том, что возможность размещения примыкания частной дороги к дороге регионального значения регулируется Порядком установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Для каждого региона этот порядок утверждается Постановлением Правительства той области, где будет расположено примыкание. Для Московской области это «Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской Области» Утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 02.08.2011 г. № 788/29.

Так, отказывая Индивидуальному Предпринимателю в признании незаконным решения ГКУ "Управление автомобильных дорог" и обязании выдать технические требования и условия на выполнение работ по строительству (реконструкции) примыкания частной автомобильной дороги к автомобильной дорогой общего пользования регионального значения для осуществления съезда к участку в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.

Согласно п. 9, 10 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения или межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 11.12.2009 N 371 (далее – Порядок), в пределах полосы отвода могут размещаться в т.ч. подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода и требующим доступа к ним.

Размещение вышеперечисленных объектов, в пределах полосы отвода допускается в исключительных случаях по согласованию с комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области в случае, если их размещение за пределами полосы отвода по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги регионального значения.

Суд установил, что в настоящее время ведутся работы по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения и проектировщик в письме указал, что организовать въезд-выезд по представленной Предпринимателем схеме невозможно.

Согласно п. 13 Порядка размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области по согласованию с органами местного самоуправления Ленинградской области.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к автомобильной дороге регионального значения и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги регионального значения. При примыкании к автомобильной дороге регионального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Исходя из плана земельного участка с обозначением примыкания, представленного заявителем, в проекте по устройству примыкания к дороге общего пользования регионального значения не предусмотрено оборудование переходно-скоростных полос.

Таким образом, представленный заявителем проект не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче технических условий в связи с нарушением условий п. 12 Порядка.

Также Земельный участок Предпринимателя расположен на пересечении улиц городского поселка, что в целом исключает выдачу технических условий на примыкание. Расстояние от вышеназванного пересечения до следующего пересечения составляет примерно 230 м, что также свидетельствует о нарушении ГОСТ Р 52398-2005 и невозможности выдать технические условия.

    Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 № 13АП-7717/2018 по делу № А56-75781/2017 

Следует сказать и о том что, чтобы построить съезд (примыкание) с региональной дороги необходимо получить разрешение на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

 

п.1ст.20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Получение разрешения регулируется Распоряжением Главного Управления дорожного хозяйства Московской области от 07.05.2014 г. n 32-р «Об утверждении административного регламента Главного Управления дорожного хозяйства Московской области предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований московской области (муниципальных районов, городских округов); по выдаче разрешений на строительство при строительстве, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области; по выдаче разрешений на строительство при прокладке, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области; по выдаче разрешений на строительство при строительстве, реконструкции пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области».

Разрешение на строительство можно получить также, подав заявление в электронной форме на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Для такого обращения необходимо:

  • заполнить заявление о выдаче разрешений на строительство в случае строительства или реконструкции пересечений и примыканий автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание;

  • приложить копию заключения государственной экспертизы (в случае, если государственная экспертиза проводилась)

  • приложить проектную документация на объект;

  • приложить Согласование с ГБУ МО «Мосавтодор» проекта строительства.

    п.25 Распоряжения главного управления дорожного хозяйства Московской области от 07.05.2014 г. n 32-р

Основаниями для отказа при выдаче разрешения на строительство разрешения служат:

  • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, требованиям действующего законодательства и Регламента;

  • наличие в документах, представленных заявителем, недостаточной, недостоверной или искаженной информации;

  • невозможность принятия решения по согласованию размещения объекта учреждением вследствие того, что данный случай не входит в компетенцию учреждения;

  • заявление на внесение изменений в разрешение, в связи с продлением срока действия разрешения на строительство подано менее чем за 10 календарных дней до истечения срока действия такого разрешения;

  • факт отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

  • срок действия технических условий размещения объекта в полосе отвода истек на момент подачи заявления на внесение изменений в разрешение в связи с продлением срока действия разрешения на строительство.  

    п.34 Распоряжения главного управления дорожного хозяйства Московской области от 07.05.2014 г. n 32-р

Напомним, что решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, а также действий (бездействий) Управления, должностных лиц Управления, государственных гражданских служащих может быть обжаловано как в досудебном, так и в судебном порядке.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА БЕЗ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Для съезда на дорогу регионального значение нужно получить согласие собственника этой дороги – техническое условие.

Для этого подаем заявление в электронной форме на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области на получение Технических условий и прилагаем к нему

а) ситуационный план с привязкой к автомобильной дороге либо схему планируемого примыкания на земельных участках полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги;

б) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (в случае, если право на земельный участок возникло до 30.01.1998, и если указанные документы (сведения) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

 

2. После получения согласия подаем заявление о выдаче разрешения на строительство в случае строительства примыкания автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить примыкание и приложить:

  • копию заключения государственной экспертизы (в случае, если государственная экспертиза проводилась);

  • проектную документация на объект;

  • согласование с ГБУ МО «Мосавтодор» проекта строительства.

В случае получения решения об отказе в предоставлении технических условий или решения об отказе в выдаче разрешения на строительство данные решения могут быть обжалованы как в досудебном, так и в судебном порядке.
Обратим внимание на то, что на получение всевозможных разрешений, согласований и прочих документов для строительства дороги и примыкания ее к трассе уходят годы.

Судебные споры по данному вопросу относятся к повышенной сложности судебных дел. Чтобы достичь положительного результата в этом нелегком вопросе, лучше обратиться к квалифицированному адвокату Verdicto по телефону: 

+7 (495) 789 09 96

или воспользуйтесь формой ниже:

Остались вопросы по прочитанному?

Получите личную бесплатную консультацию
Адвоката Антона Абражевича

Заполните форму ниже:
Отправить статью на почту

Адвокаты

Verdicto

Дадим делу ход
Звоните: +7 (495) 789-09-96
Антон
Абражевич
Ольга
Некрасова
Показать ещё
Закажите бесплатную консультацию адвоката Verdicto прямо сейчас и получите в течение 24 часов:
  • Личную встречу с адвокатом в офисе компании Verdicto
  • Понимание по перспективам рассмотрения Вашего дела в суде
  • Оценку Ваших финансовых перспектив в ходе судебного процесса
  • Правовой анализ предоставленных документов
VERDICTO обладает 12-ти летним опытом участия в арбитражных и гражданских спорах.

Для бесплатной консультации адвоката свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 789-09-96 или заполните форму:
Бесплатная консультация адвоката
Оставляя сведения о себе, я согласен с условиями их обработки и хранения
Наша команда

Наша деятельность в цифрах

237
компаний доверили защиту нам за 12 лет
47
дел за 2021 год
0%
дел разрешено в пользу клиентов
более 910
млн рублей взыскано или сэкономлено для клиентов

Наши преимущества

  • Бесплатный анализ документов в течение 24 часов
  • Прогнозирование результата разрешения спора: финансы и риски
  • Суды всех инстанций в любом регионе РФ
  • Стоимость услуг адвокатов определяется заранее и не меняется

Сервис

  • Сервис 1
    Заявка обрабатывается всего 24 часа
  • Сервис 2
    Через сутки у вас есть четкое представление о перспективах разрешения сложившегося спора (независимо от часового пояса)
  • Сервис 3
    При необходимости мы приступаем к защите ваших интересов в день обращения в любом регионе России
Ваш персональный адвокат на связи 24 часа и 7 дней в неделю.
Мы установили правило, согласно которому для интересов клиентов не существует выходных и праздников.

Отзывы клиентов о Verdicto

Нам доверяют

Медицинский центр Парацельs
Ветклиника Оберег
Кофейня Давыдов
Alexvit
INFOBIP
Premium Polimer
Velux
Детский парацельs
Истра-Терминал
Истрия
ООО "Тон"
ООО Эректон
Попури
Рудпром
Сервипресс
Техно Юнион
ТК «ЮЛЭКС»
Ваш семейный адвокат
Займёмся делом
лучшая защита
сила в правде
Запишитесь на первый прием
Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с Вами в ближайшее время и запишем Вас на прием к адвокату
Оставляя сведения о себе, я согласен с условиями их обработки и хранения
наверх
Специальное предложение
только для Вас!
Получите бесплатный
правовой анализ
от адвоката Антона
Абражевича
Оставляя сведения о себе, я согласен с условиями их обработки и хранения
Данное предложение будет скрыто через 25 сек