Итак, для начала давайте смоделируем типовую ситуацию в конкретных событиях и датах.
Итак, предположим, что из искового заявления следует:
«15» апреля 2014 года между Заказчиком (далее — Истец по делу) и Перевозчиком (далее - Ответчик по делу) был заключен договор перевозки. На каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий существенные условия перевозки и подписи сторон.
Согласно Договору-заявке от «01» июля 2015 года и подписанным водителем товарно-транспортным накладным, Ответчик принял от грузоотправителя к перевозке груз, адресованный 2 грузополучателям в регионах РФ. В Договоре-заявке на автоперевозку был указан конкретный водитель, который должен приехать за грузом, а также транспортное средство, на котором будет осуществлена перевозка. Договором-заявкой предусмотрено, что срок доставки груза истекает 05.07.2015 г. Однако ни одному грузополучателю груз выдан не был.
Поскольку период просрочки доставки груза превысил сроки, установленные статьей 14 Устава автомобильного транспорта, у Заказчика имеются основания полагать о полной утрате груза Перевозчиком.
Итак, типовая ситуация смоделирована, теперь давайте сформируем позицию Истца
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Далее по тексту –«Устав автомобильного транспорта») перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Согласно части 3 статьи 14 Устава автомобильного транспорта, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю.
В соответствии с установленным Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272) порядком составления актов и оформления претензий Истцу необходимо вызвать Ответчика для составления Акта об утрате груза, что должно подтверждаться телеграммами и повторными телеграммами.
Если Ответчик не явится (а скорее всего так и будет) в назначенное время для составления Акта об утрате груза. Согласно п. 80 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272): «В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта…».
В результате уклонения Перевозчика от составления Акта, указанный документ составляется Истцом в одностороннем порядке.
Согласно п. 6.4 Договора Перевозчик несет материальную ответственность за полную утрату груза в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Уставом автомобильного транспорта.
В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного груза. В соответствии с частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза в размере его стоимости (пункт 1 части 7 статьи 34 Устава автомобильного транспорта).
По смыслу указанных норм перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке.
Ущерб, причиненный Заказчику (Истцу) утратой груза удостоверяется товарно-транспортными накладными, а в случае наличия и Соглашением о реструктуризации долга, которое обычно заключается с собственником груза на момент утраты, т. е. с грузополучателем или грузоотправителем или страховой компанией, выплатившей страховое возмещение по страховому случаю: утрата груза.
При этом, заключив 10.02.2015 г. Соглашение о реструктуризации долга и начав производить платежи по нему, Истец понес реальные расходы в связи с нарушением его прав. Таким образом и к моменту направления претензии, и к моменту предъявления иска в суд у Истца имелось право требовать с Ответчика возмещения ущерба в пределах стоимости груза.
Таким образом, у Заказчика (Истец) имеются законные основания требовать с Перевозчика (Ответчик) компенсации убытков.
В соответствии с п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.
Предлагаем смоделировать типовой расчет штрафных санкций, отталкиваясь от исходных дат.
Договором-заявкой от «01» июля 2015 года может быть установлен штраф за опоздание на разгрузку, например, в размере 2 000 рублей в сутки. Размер штрафа за опоздание свыше 2-х суток Сторонами должно оговариваться отдельно. Поскольку Сторонами не было достигнуто соглашение о размере штрафа при опоздании на разгрузку более 2-х суток, штраф должен рассчитываться в соответствии с п. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта.
Размер штрафа за день просрочки составляет:
∑провозной платы/100% х 9% = 32 000 р. / 100 % х 9 % = 2 880 р. 00 к.
Период просрочки, допущенной Перевозчиком, с 05.07.2015 года по 01.12.2015 года составляет 149 дней.
Таким образом, общая сумма штрафа, начисленная Заказчиком по состоянию на 01.12.2015 года, составляет:
∑штрафа = Штраф х ∑дней просрочки = 2 880 р. 00 к. х 149 = 429 120 р. 00 к.
Поскольку общая сумма штрафа не может превышать перевозной платы, установленной Договором-заявкой, к выплате предъявляется штраф в размере 32 000 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: «До предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии».
В соответствии с п. 87 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272): «Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона».
Претензия от 19.10.2015 г. Ответчику направлялась по известным Истцу адресам, указанным в договоре, что обязательно строго должно подтверждаться квитанциями почтовых или курьерских организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Устава автомобильного транспорта Перевозчик обязан рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В соответствии со ст. 41 Устава автомобильного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случаях неполучения от перевозчиков ответа на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий. До настоящего момента ответ на претензию Истца получен не был. Таким образом, установленным законом порядок предъявления претензий был Истцом соблюден.
Ответчик может указать, что договорных отношений с Грузоотправителем он не имеет и сослаться на то, что в заявке Грузоотправитель не указан. Далее Ответчик укажет, что Истец должен был предоставить именно свой груз к перевозке.
Указанные доводы Ответчика противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.
Требования Истца о возмещении ущерба, вытекают из Договора от 15.04.2014 года (Далее по тексту – «Договор»), по которому Истец является заказчиком, а Ответчик – перевозчиком. По своему содержанию указанный Договор является договором перевозки. Следовательно, отношения сторон, вытекающие из Договора должны регулироваться Главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее по тексту – «ГК РФ») «Перевозка».
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». Из указанное нормы не следует, что груз, подлежащий перевозке, должен принадлежать Заказчику на праве собственности.
Напротив, согласно п. 4) ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: «грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза…». Истец, являясь экспедитором по Договору транспортной экспедиции от 07.11.2013 года, обязался от имени своего клиента организовывать перевозку вверенного ему груза. Именно в связи с этим связано заключение договора перевозки не между собственником груза и Ответчиком, а между Истцом и Ответчиком.
В смоделированной ситуации — может так оказаться что у Истца не будет оригинала транспортной накладной. Воспользовавшись этим, Ответчик может сослаться на то, что Истцом в материалы дела не была предоставлена транспортная накладная, которая является единственным достоверным доказательством заключения договора перевозки.
Указанные доводы Ответчика противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: «Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа…».
Согласно условиям Договора предметом является порядок взаимоотношений, возникающих между Заказчиком и Перевозчиком при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов в автомобильном сообщении. На основании типового Договора на каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки с обязательным проставлением подписи уполномоченного представителя и штампа своего предприятия.
Таким образом, транспортная накладная не является единственным доказательством, удостоверяющим заключение договора перевозки. Таким доказательством в силу п. 5 ст. 8 Федерального закона № 259-ФЗ является транспортный заказ.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 307-ЭС14-5961 по делу № А66-9509/2013: «…суд округа на основании установленных судами обстоятельств пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела экземпляры договоров-заявок по смыслу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" подтверждают наличие договорных отношений между истцом и ответчиком, который согласно пунктам 1 и 2 статьи 796 названного Кодекса ответственен за несохранность груза и причиненный ущерб в размере стоимости утраченного груза».
Также Ответчиком может быть использован довод о том, что подписание товарно-транспортных накладных водителем - не удостоверяет заключение договора перевозки между сторонами. Такой довод легко нивелировать, сославшись на условия заключенного типового договора, согласно которому: «Подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца с отметками грузоотправителя, перевозчика, получателя груза».
Подписанными водителем товарно-транспортными накладными, Ответчик принял от грузоотправителя к перевозке груз, адресованный Грузополучателям.
Груз, согласно представленным Суду товарно-транспортным накладным, передавался Ответчику по адресу, указанному в Договоре-заявке на автоперевозку от 01.07.2015 г. в транспортном разделе ТТН указаны данные о марке транспортного средства, его государственном регистрационном знаке и номере прицепа. Сведения о грузе указанные в ТТН соответствуют наименованию груза, указанному в Договоре-заявке на автоперевозку от 01.07.2015 г.
Таким образом, совокупностью доказательств подтверждается, что ответчик принял к перевозке груз, исполняя условия Договора-заявки на автоперевозку от 01.07.2015 г.
Суды рассматривая споры в аналогичных случаях признают договоры перевозки заключенными, а грузы принятыми к перевозке соответствующими перевозчиками. Например, из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2014 г. по делу № А11-2511/2011 следует: «Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор-заявку, товарно-транспортные накладные от 09.02.2011 N 207, 208, 209, 210, экспертное заключение, суды пришли к выводу, что транспортное средство подано под погрузку, а водитель Тушин С.Г., осуществляющий управление этим транспортным средством, при принятии груза от грузоотправителя действовал от имени перевозчика - ИП Ворониной М.В. Принятие груза к перевозке подтверждает подпись водителя в ТТН. При таких обстоятельствах суд счел доказанным факт принятия груза к перевозке, а также факт его частичной уплаты».
Итак, на конкретном примере мы разработали не только обосновали правовую позицию Истца в сложившейся ситуации, но и сформулировали возражения на наиболее вероятные доводы Ответчика.
VERDICTO напоминает, что перед предъявлением иска в суд - необходимо уделить внимание:
правильному оформлению акта об утрате груза;
верному определению размера реального ущерба Заказчика;
сбору доказательств утраты груза, в том числе путем обращения в полицию с заявлением;
правильному соблюдению до-судебной процедуры урегулирования спора.
Работайте с ВЕРДИКТО!