• Скорость реакции - анализ Вашего дела за 24 часа
  • Гарантия результата - риски застрахованы в "Страховом доме ВСК"
  • Адекватные цены - абонентское юридическое обслуживание со скидкой 30%
Бесплатная консультация:
Оставляя сведения о себе я согласен с условиями их обработки и хранения
0 комментариев
Автор: Антон Абражевич

Реконструкция объекта культурного наследия без разрешения Минкульта

 
Ситуация: арендатор помещения в одном из объектов культурного наследия реконструировал его (организовал отдельный вход в здание). После проведенной прокуратурой и госстройнадзором проверки администрация района обратилась в арбитражный суд с требованием о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние. Поводом для иска стало отсутствие разрешения Министерства культуры МО.  
 
Вопрос: требуется ли разрешение министерства культуры или иного органа на реконструкцию недвижимости расположенной в охранной зоне объекта культурного наследия.   
 
 
Ответ: постройка, созданная без получения необходимых разрешений признается самовольной.
 
Обоснование ответа:
 
О строительстве без разрешения VERDICTO уже писало. В самом узком смысле имеется ввиду разрешение на строительство/реконструкцию объекта капительного строительства (статья 51 Градостроительного кодекса РФ). Однако, формулировка 222 статьи Гражданского кодекса РФ в контексте судебной практики дает более широкое представление о том, какие «необходимые разрешения» могут потребоваться застройщику для начала строительства.
 
Например, согласно п. 1 ст. 45 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонтно-реставрационные работы, проводимые в отношении объекта культурного наследия, проводятся только на основании письменного разрешения уполномоченного органа. В результате проведения таких работ на объекте культурного наследия может произойти изменение его высоты, количества этажей, площади или объема. Такие изменения в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса признаются реконструкцией объекта.
 
По общему правилу если в результате реконструкция привела к возникновению нового объекта на него распространяются положения ст. 222 ГК РФ. Такими образом, объект культурного наследия реконструированный без разрешения уполномоченного органа государственной власти может быть признан самовольным (со всеми вытекающими последствиями).
 
Такая правовая позиция находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 10.04.2015 г. № 309-ЭС15-3818 по делу № А34-4281/2013. Судья Верховного Суда Борисова Е.Е., вынося указанное определение указала: «установлено, что предприниматель на части территории объекта культурного наследия самовольно провел работы по демонтажу двухэтажного деревянного пристроя с восточной стороны здания и устройству крытого эвакуационного выхода из помещений второго этажа. Поскольку возведение пристроев к объекту культурного наследия произведено предпринимателем без получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суды признали их самовольной постройкой, которая в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу».
 
Таким образом, проблема получения дополнительных разрешений актуальная для собственников недвижимости, расположенных в границах объектов культурного наследия. Перестройка таких объектов требует получения разрешения от органа охраны объекта культурного наследия.
 
В городе Москве такое разрешение выдает Департамент культурного наследия г. Москвы, а в Московской области – Министерство культуры Московской области. Исчерпывающий перечень документов, предоставление которых требуется для получения разрешения перечислен утвержденными Административными регламентами. Какой пакет документов необходимо собрать зависит от объекта культурного наследия в границах которого запланировано проведение работ и цель проведения работ.
 
Для правильного разрешения дела о сносе самовольной постройки будет иметь значение:
  1. Осуществлял ли застройщик строительство новой недвижимости в границах объекта культурного наследия или реконструкцию существующего здания;
  2. Если застройщик осуществлял реконструкцию объекта культурного наследия, привели ли работы к возникновению нового объекта;
  3. Предпринимал ли застройщик меры, направленные на получение такого разрешения и какое решение вынес уполномоченный орган;
  4. Иные обстоятельства.
Во всяком случае выяснение этих обстоятельств и их правовая оценка должна осуществляться квалифицированными юристами, имевшими судебный опыт защиты самовольных построек. Если в отношении Вашего объекта подан иск о признании его самовольным, настоятельно рекомендуем Вам прилечь таких специалистов для трезвой оценки ситуации и разработки алгоритма действий, направленных на защиту объекта.
 
 

Нужна консультация? Оставьте заявку

Комментарии (0)

Статьи по теме
0
Самовольное строительство Автор: Дмитрий Трелин
Является ли четырехэтажное ИЖС самовольной постройкой? Читать статью
0
Самовольное строительство Автор: Дмитрий Трелин
Самовольное строительство с нарушением цели аренды участка Читать статью
0
Самовольное строительство Автор: Дмитрий Трелин
Какие объекты можно признать самовольными Читать статью
0
Самовольное строительство Автор: Дмитрий Трелин
Возведение объекта без разрешения на строительство Читать статью
Нам доверяют
наверх